Освещение
Как правильно организовать освещение в студии художника? Как осветить рабочее место для занятий живописью и рисунком в комнате?
Правильно организованное освещение рабочего места важно не только для профессионального художника, но и для начинающих учиться искусству живописи и рисунка.
Естественное освещение является лучшим для работы. Но в то же время, прямой солнечный свет мешает работе живописца. Лучше всего, когда окна выходят на север. Поэтому при выборе помещения для мастерской следует отдать предпочтение тому, в котором окна выходят на север. Для того, чтобы закрыть прямые лучи солнца, подойдут жалюзи белого, серого или чёрного цвета. Цветные жалюзи внесут свой собственный цвет в поток света от окна и приведут к искажению цвета.
Зачастую помещения, используемые в качестве студии художника, имеют маленькие окна или не имеют окон вовсе. В таких помещениях, а также в тёмное время суток и в пасмурные дни для обеспечения возможности полноценной работы необходимо устроить хорошее искусственное освещение.
Искусственное освещение
Требования к искусственному освещению:
Для занятия рисунком, когда цвет не имеет значения, освещение может быть любым, важно только, чтобы оно было достаточным. Иногда при работе с натуры практикуется излишне яркое освещение натюрморта или модели, с которой рисуют, при этом общая освещённость недостаточна. Такое освещение очень вредно для зрения. Необходимо дополнительно осветить рабочее место рисующего.
Я считаю, что светильники лучше размещать на стене комнаты сбоку от окна или над ним, получается свет, более приближённый к естественному. Освещение при этом менее равномерно и для хорошего освещения всего помещения потребуется несколько большая мощность. Зато дополнительное освещение, например, натюрморта, может не потребоваться. Освещение под потолком в центре помещения тоже возможно, но тогда для направленного освещения того же натюрморта обязательно потребуется подсветка. Если нужно создать контрастное направленное освещение, то очень хороши лампы с зеркальным отражателем. Например, лампа галогенная Osram Halopar с углом освещения 30°.
Для занятий живописью требования к источнику освещения значительно выше, так как важен цвет освещения.
Лучшим для живописи является естественный свет от окна. Но когда его нет, не хватает или нет вовсе, то используется искусственное освещение. На практике во многих студиях и мастерских искусственное освещение организовано неправильно, что приводит к неудобству работы. Как результат, часто ученики пишут работы, с преобладающими фиолетовыми, малиновыми или лимонными цветами. Сочетания цветов оказываются негармоничными. Одной из причин такого явления мне видится и неправильное освещение, не позволяющее точно видеть и контролировать цвета.
Перед тем, как приступить к обзору ламп, отмечу основные характеристики, важные при организации освещения.
1. Световая отдача источника света — отношение излучаемого источником светового потока к потребляемой им мощности. Измеряется в люменах на ватт (лм/вт). Служит характеристикой источников света как таковых и их экономичности, показывая, какое количество затраченной энергии переходит в тепло или какие-либо другие виды энергии кроме электромагнитной.
Световая отдача лампы накаливания мощностью 60 Вт. составляет около 14 Лм/Вт.
Вместо лампы накаливания лучше использовать галогенную лампу. Её эффективность на 15-25% выше при сохранении полного спектра излучения. Срок службы галогенных ламп больше, чем у ламп накаливания, от 2000 ч. до 4000 у ламп напряжением 12 Вольт.
Световая отдача лучших люминисцентных ламп достигает 80 Лм/Вт.
В недобросовестной рекламе указывают, что 1 энергосберегающая лампа может заменить собой 6 (а то и 7!), ламп накаливания. На самом деле это не совсем верно. Например, световой поток лампы накаливания мощностью 100 Вт. с прозрачной колбой равен 1360 Лм. Лампа Philips TORNADO ESaver T3 20W WW E27 (одна из лучших энергосберегающих ламп) имеет световой поток, равный 1350 Лм. Но энергосберегающая лампа даёт рассеянный свет, имеющий меньшую контрастность, который глаз человека воспринимает как менее яркий. Таким образом, при одинаковом световом потоке, для создания аналогичных условий освещения, требуется бóльшая мощность! Поэтому получается, что для создания аналогичной освещенности, для замены одной лампы накаливания мощностью 100 Вт., потребуется высококачественная энергосберегающая лампа мощностью 23-25 Вт. Лампы мощностью 20 Вт. некоторых китайских фирм имеют ещё меньшую эффективность, около 900-1000 Лм. Нередко и эта цифра завышена и не соответствует действительности. Эффективность лампы зависит от качества используемых материалов, в первую очередь, люминофора. Из-за такой низкой эффективности дешёвая энергосберегающая лампа 20 Вт. способна заменить лишь лампу накаливания 60 ватт. Помимо этого, холодный свет воспринимается глазом как менее контрастный. Для создания комфортного освещения при использовании ламп с цветовой температурой 5500-6500 К. создаваемая освещенность должна быть ещё выше. При замене ламп накаливания на люминисцентные лампы 2700-3000 К. мощность энергосберегающих ламп можно уменьшить в 4 раза, если лампы накаливания заменяются на лампы 5500-6500 К, то я рекомендую соотношение 1:3,5.
Как для ламп накаливания, так и для энергосберегающих, эффективность выше при более высокой мощности. Люминисцентные лампы-трубки дают несколько больший световой поток. Например, светоотдача лампы SYLVANIA T8 LuxLine Plus De Luxe F18W/827 мощностью 18 Вт. равна 1350 Лм. (как у лампы «Филипс» 20 Вт.), а светоотдача лампы SYLVANIA T8 LuxLine Plus De Luxe F36W/827 составляет 3350 Лм., при потребляемой мощности в 2 раза больше (36 Вт.), освещённость выше почти в 2,5 раза!
Нормы освещения рабочего места художника.
Согласно нормам, изложенным в Своде правил СП 52.13330.2011, освещение при зрительной работе высокой точности должно быть значительно выше, чем обычное освещение в квартире.
2. Цветовая температура источника света
Для работы в помещении красками наилучшей является цветовая температура источника освещения 5500 К. Так как глаз адаптируется к цвету освещения, возможна работа с источниками света от 4200 до 6500 К.
3. Индекс цветопередачи (коэффициент цветопередачи, CRI) — параметр, характеризующий уровень соответствия естественного цвета тела видимому (кажущемуся) цвету этого тела при освещении его данным источником света. Индекс цветопередачи, равный 100%, имеет естественный свет, а также свет ламп накаливания и галогенных ламп. Свет люминисцентных ламп имеет пики и провалы в разных участках.
Свет ламп накаливания.
Имеет полный спектр, но низкая цветовая температура препятствует нормальной работе живописью. Для создания комфортных условий работы возможны следующие варианты:
1. Использовать лампы накаливания типа Daylight A60 (аналоги General Electric A60 DayLight 60W и дргие). Также можно использовать галогенные лампы накаливания, которые эффективнее стандартных ламп, совместно с синими светофильтрами. Недостатком ламп накаливания является высокое потребление электроэнергии и небольшой срок службы. Сильный тепловой эффект ламп накаливания приводит к жаре и духоте.
2. В качестве компромиссного варианта для освещения помещения для работы можно использовать совместно лампы накаливания и энергосберегающие лампы с цветовой температурой 6500 К или лампы-трубки с цветовой температурой 8000 К. Недостатком такого освещения является неравномерность цвета освещения в разных участках помещения и цветная кайма вокруг теней. Этот недостаток можно сгладить использованием светорассеивающего экрана или стекла.
Свет люминисцентных ламп.
Характеристики люминисцентных ламп. Эффективность. Индекс цветопередачи. Маркировка люминисцентных ламп. Компактные лампы и трубки. Электронный балласт. Расположение ламп.
Для освещения мастерской художника следует использовать профессиональные лампы, предназначенные для студий и музеев и других целей, где важен точный контроль цвета. Эти лампы производятся в виде стеклянных трубок с цоколем T5 и T8. Для работы ламп необходимы дроссели. Лучше всего использовать электронные, они не дают вредного для зрения мерцания и дольше служат. Трубчатые лампы имеют больший срок службы и лучшую эффективность, чем компактные лампы с резьбовым патроном. Наиболее эффективны лампы мощностью 36 и 58 вт.
Вот лампы, цветопередача которых максимально приближена к дневному свету и составляет 98% спектра:
1. Лампа Philips Master TL-D 90 Graphica (индекс 950).
2. Лампа OSRAM color proof T8 (индекс 950).
3. Лампа T8 Narva LT 958 Bio Vital - интерсна тем, что воспроизводит полный спектр солнечного света, включая УФ. Способствует повышению работоспособности.
4. Лампа T8 Narva LT 950 Daylight
Существуют лампы улучшенной цветопередачи с цоколем T5, но выбор их меньше, зато дизайн самих светильников лучше, особенно для установки в квартире.
В первую очередь, это лампы Philips MASTER TL5 HO 90 De Luxe 950 мощностью 24, 49 или 54 Вт.
Также подходят лампы LT-T5 NARVA BIO vital мощностью от 14 до 80 Вт.
Менее дорогой и более доступной альтернативой являются лампы с индексом 954. Свет их ярче, но цветопередача менее точная. Индекс цветопередачи более 90% спектра.
Например, лампы Osram Lumilux de luxe T8.
Обычные энергосберегающие лампы имеют индекс цветопередачи «8». Спектр освещения у них уступает вышеперечисленным. Особенно сильно искажаются оттенки зеленого цвета, цвет лица человека имеет сероватый оттенок. Единственная серия ламп улучшенной цветопередачи в настоящее время есть у фирмы Narva. Эти лампы, из серии Narva Bio Vital, с резьбовым патроном E27 мощностью от 11 до 23 W, цветовая температура 5800 К., что соответствует естественному свету.
Лампы для освещения постановок.
Лампу с индексом 865 предпочтительнее использовать в качестве «холодного» источника света для освещения натуры при работе красками, когда нужно создать аналог естественного дневного света. Оптимальная мощность компактной люминисцентной лампы для подсветки — 20 W. Для освещения «тёплым» светом (аналогичному прямому солнечному свету) используются лампы накаливания или галогенные лампы. Зеркальные лампы дают направленный свет, он ярче, чем у обычных ламп.
Предпочтительно покупать фирменные лампы, холодного света (важно: индекс цветопередачи должен быть 865!). Такие лампы производят давно существующие и хорошо зарекомендовавшие себя фирмы Philips (модель Tornado ESaver CDL 865), Narva, Osram, General Electric, Sylvania. Независимо от того, где произведены эти лампы, В Германии, России или в Китае, качество их на высоком уровне. Лампы некоторых китайских фирм и особенно китайского производства с русским названием (вроде лампа «от Лукича») производства КНР, зачастую, не соответствуют заявленным характеристикам, имеют меньший срок службы, менее эффективны и спектр освещения у них уступает спектру ламп фирм «Нарва», «Сильвания», «Филипс», «Осрам», «Дженерал Электрик», даже если лампы этих фирм произведены в Китае.
С приобретением высококачественных ламп улучшенной цветопередачи существуют трудности, связанные с тем, что их сложнее найти в продаже.
Я приобрёл нужные мне для работы и дома лампы в фирмах Раско-Энерго иshop220.ru.
Каталоги с описанием характеристик ламп можно посмотреть здесь.
Опыт «сотрудничества» с фирмой «Центр Светотехники» для меня оказался неудачным и закончился хамским письмом, присланным мне по электронной почте с подписью генерального директора Коньковой Н.А. Начиналось оно словами "Перебьёшься...", а причина отказа продать лампы была в том, что сотрудникам этой фирмы "лень считать НДС...".